Погода в інших містах

НОВОСТИ

Версия для печати

В Николаеве найдены уникальные подводные укрепления времен русско-турецкой войны

08 июля 2013 08:20:24

О русско-турецкой войне написано и сказано очень много, казалось удивить читателя, в первую очередь г.Николаева, нечем. Да и нашему городу в этой войне, в историческом плане, отведена незначительная роль, во всяком случае, у обычного жителя нашего города едва ли найдется ряд безапелляционных аргументов, которые поставили бы оборону нашего города и героизм его защитников наряду с Севастополем или Керчью.



война

Последняя находка как раз открывает всю историческую, интеллектуальную и героическую  составляющие обороны города Николаева. Ведь в ту войну турецкими и англо-французскими войсками были захвачены Керчь, Севастополь, Очаков, Анапа, крепость Кимбурн. Город Николаев выстоял.

Мы предлагаем нашим читателям уникальные фотографии подводных фортификационных сооружений времен русско-турецкой войны, которые не дали англо-французской эскадре после взятия Очакова захватить Николаев.

Эти материалы уникальны и со времен 1856 года наши читатели будут первыми, кто с ними ознакомится в формате 3 D благодаря новейшим технологиям и оборудованию ДП "Дельта-лоцман", обеспечивающему безопасность судоходства в Бугско – Днепровско - Лиманском канале Николаева. 

В процессе работ по сканированию дна БДЛК между 12 и 13 коленом в районе острова Батарея была обнаружена цепь подводных препятствий (около 20 шт.), которая начиналась у острова, уходила в сторону фарватера и обрывалась у бровки судоходного канала. Эти подводные объекты в плане напоминают эллипс неправильной формы и достигают высоты 4-х метров. Они имели явно искусственное происхождение и, очевидно ранее, до разрушения верхней части, перекрывали русло Бугского лимана.

Архивные документы свидетельствуют, что остров Батарея (др. название - Константиновская батарея, остров Флагшток) являлся элементом системы оборонительных укреплений г. Николаева созданных в период Крымской войны (1853—1856 гг), которая велась между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства.

Именно здесь сразу же за пределами города, у п.Широкая Балка возвели самые мощные сооружения, в частности Бугский редут или Кауфмановскую батарею. Со стороны Малой Коренихи была насыпана узкая дамба, перекрывавшая лиман до половины. На ее оконечности построили остров, укрепленный камнем и защищенный валами. Здесь также поставили батарею, получившую название Константиновской. 

Для того, чтобы еще больше затруднить прорыв вражеских кораблей к Николаеву, между Кауфмановской и Константиновской батареями поперек оставшегося зеркала воды было создано свайное заграждение - «ряжи» из бревен, связанных между собой и загруженных камнями. Оставшийся 100-саженный проход защитили якорными минами, взрывавшимися по проводам с берега (это было первое применение морских мин на Черном море). 

море

Вид на остров Батарея и остатки укреплений на нем

Остатки ряжей – подводных защитных сооружений и были обнаружены в ходе изысканий. Современные технологии позволили не только обнаружить под водой эти фрагменты нашей истории, но и впервые представить их изображение в различной цветовой гамме и ракурсах – в таком виде их пока не видел никто. 

лиман

Фрагмент дна Бугского лимана у п. Широкая Балка (слева, о. Батарея - справа) с обнаруженными остатками защитных ряжей. Шкала цветовой гаммы позволяет оценить глубины. Здесь хорошо просматривается цепочка свай. Их макушки (коричневый цвет) на глубинах 4,82-2,74м.

Уже в октябре 1855 г. англо-французская армада в количестве 90 судов предприняла попытку прорваться к Николаеву. В составе этого флота впервые появились бронированные плавучие батареи, которые стерли с лица земли Кинбурнскую крепость.

лиман

На увеличенном фрагменте изображения (справа) по периметру ряжей просматриваются остатки деревянных свай, внутри заполненные камнем. Разрез (внизу) дает наглядное представление об их высоте - в среднем около 4-х метров.

После занятия Кинбурна армада, несшая десятитысячный десант, несколько раз пыталась прорваться к Николаеву, однако в районе Русской и Волошской косы корабли захватчиков попали под перекрестный огонь двух укрепленных батарей и вынуждены были отступить. Строительство оборонительных сооружений велось под руководством военного инженера, генерал-майора Э.И. Тотлебена. Проект Николаевской обороны Тотлебена впоследствии был издан, как образцовое руководство по фортификации, а так же вошел в историю Крымской войны, как несомненный успех России.

В строительных работах принимали участие более 10 тысяч человек, в их числе были солдаты и жители Николаева.

Очень надеемся, что новое открытие по новому позволит взглянуть на историю нашего города, а жители города смогут с гордостью говорит о том, что Николаев выстоял во времена русско-турецкой войны благодаря высокому мужеству, патриотизму, самоотдаче николаевцев, свидетелем трудового и военного подвига которых мы сегодня стали, ведь все фортификационные сооружения (пять крупных батарей, искусственный остров Батарейный и заградительные ряжи фарватера) были построены всего за два месяца!

При подготовке материалов выражаем особую благодарность за оказанную помощь Александру Владимировичу  Шевчуку, профессору, доктору политических наук, декану  Черноморского государственного университета имени Петра Могилы.

«NikLife»

Просмотров: 3549

Автор: Морские бизнес-новости Украины

Похожие новости

РУБРИКАЦИЯ

Крым
22 мая 2018

Держагентство рибного господарства України передало Росії кримські квоти на вилов риби - активісти

22 мая 2018

ФАС окупантів оштрафувала "Кримські порти майже на 800 тисяч рублів

16 мая 2018

Окупанти в Криму порушили справу проти капітана українського риболовецького судна

04 мая 2018

Окупанти переносять строки запуску вантажного транспорту по Керченському мосту

Николаев
23 мая 2018

Миколаївська ОДА підписала меморандум зі стивідорною компанією «Ольвія» та бельгійсько-голландським портом «North Sea Port»

16 мая 2018

Справу екс-першого заступника директора морпорту «Октябрьск» передано до суду

10 мая 2018

У Миколаєві помер суднобудівник, екс-керівник двох суднозаводів Ігор Овдієнко

04 мая 2018

Голова Нацполіції прокоментував обшуки на "Ніка-Тері"

Одесса
18 мая 2018

Відновлюється будівництво терміналу на Карантинному молу Одеського порту

04 мая 2018

АМПУ проведе днопоглиблення в Одеському порту

03 мая 2018

Голова Одеської ОДА хоче переконати порти не приймати зерновози з перевантаженням для збереження доріг

18 апреля 2018

Одеський порт з початку року скоротив перевалку вантажів на 7,6%

Херсон
20 марта 2018

Укладено договір на проведення днопоглиблення в порту Херсон

01 марта 2018

Херсонський порт віддасть в оренду "приватникам" оздоровчий табір "Фрегат"

29 января 2018

Херсонський порт оголосив льодову кампанію

24 января 2018

Херсонський порт очолив Олександр Сухін