Погода в інших містах

НОВОСТИ

Версия для печати

Инцидент с судном "Альбатрос". Военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, не вправе подвергать его осмотру, если нет разумных оснований - "Interlegal"

08 августа 2016 15:01:43

Напомним, 27 июля судно "Альбатрос", было остановлено в территориальных водах Украины береговой охраной Российской Федерации и подверглось досмотру. Предлагаем вашему вниманию комментарий Международной юридической службы "Interlegal" по этого инциденту.



Так, делясь впечатлениями о плавании по Черному морю на судне "Альбатрос", Оплачко рассказал, что вечером 27 июля судно в отрытом море (в 17,5 миль на траверзе мыса Херсонес (т.е. за 5,5 миль от территориальных вод) было остановлено береговой охраной Российской Федерации и подверглось досмотру. При этом россияне сами признали, что досмотр является незаконным, т.к. "Альбатрос" находился за пределами 12-мильной зоны. Тем самым были нарушены нормы Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, в частности, ст. 110 документа.


Действительно, Конвенция об открытом море (Женева, 29 апреля 1958 года) до сих пор сохраняет юридическую силу. Отношения по поводу свободы открытого моря регулируются также Конвенцией ООН по морскому праву, заключенной в г. Монтего-Бее, Ямайка, 10 декабря 1982 года (ЮНКЛОС). Ст. 86 ЮНКЛОС не внесла полной ясности в вопрос из-за некоторой расплывчатости формулировки, которую не учитывать, тем не менее, нельзя. Таким образом, сложились два понятия «открытое море», широкое и узкое. В широком смысле открытое море – это пространство морских вод, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства, а лица не могут присвоить какую бы то ни было их часть. В узком смысле открытое море – это пространство морских вод, находящихся за пределами вод, на которые возможно распространение государственного суверенитета (так называемого «предметного суверенитета»), то есть «открытое море» в смысле ст. 86 ЮНКЛОС - это все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Конечно, оба толкования понятия «открытое море» имеют право на существование. Однако, не слишком углубляясь в теорию вопроса, необходимо обратить внимание на то, что как бы мы ни теоретизировали, правовой режим вод исключительной экономической зоны и открытого моря – это единая правовая категория, причем ее единство более существенно, чем специфика, которая определяется особенностями правового режима исключительной экономической зоны, а также иных морских пространств вне пределов территориального моря. Таким образом, и в Черном море действуют все свободы открытого моря, несмотря на то, что оно относится к категории замкнутых или полузамкнутых морей, а также на то, что его пространства полностью разделены между прибрежными государствами. Таким образом, в «узком смысле открытого моря» в Черном море нет вообще. Разумеется, это обстоятельство полностью сбрасывать со счетов тоже не следует. Из всего этого можно сделать вывод о том, что яхта находилась, вообще-то, в открытом море и пользовалась всеми его свободами.

                Кроме того, яхта, несущая флаг Гибралтара, является территорией данного государства, поскольку суверенитет государства флага действует в пространстве, которое занимает судно, плавающее под государственным флагом. Так могло ли военное судно другого государства задержать его и произвести осмотр?

                В ст.ст. 93, 95, 96 ЮНКЛОС закрепляется иммунитет военных кораблей, судов, эксплуатирующихся только для некоммерческой государственной службы, и судов, состоящих на официальной службе ООН, ее специализированных учреждений или Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и плавающих под флагом этой Организации в открытом море. В то же время, мировое сообщество озабочено проблемой возможности злоупотребления свободой открытого моря. Таким образом, имеются некоторые изъятия из правового режима свободы открытого моря.

                Институт, призванный воспрепятствовать злоупотреблениям свободой открытого моря называется вмешательством в открытом море. Вмешательство в открытом море допускается только со стороны военных кораблей, судов, находящихся на государственной службе и специально уполномоченных государством на то, или по договоренности государств со стороны уполномоченных на то представителей.

Имеется также институт, призванный ограничивать вмешательство в открытом море, закрепленный в ст. 110 ЮНКЛОС, которой предусматриваются общие правила осмотра иностранных судов в открытом море, действующие, если отсутствуют специальные правила.

Военный корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное, чем судно, пользующееся полным иммунитетом, не вправе подвергать его осмотру, если нет разумных оснований подозревать, что:

а) это судно занимается пиратством;

b) это судно занимается работорговлей;

с) это судно занимается несанкционированным вещанием, а государство флага военного корабля имеет юрисдикцию в соответствии со статьей 109 ЮНКЛОС;

d) это судно не имеет национальности; или

е) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

В этих случаях военный корабль может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший досмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если же подозрения оказываются необоснованными и при условии, что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые оправдывали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки. Последнее правило имеет, скорее, декларативный характер, но в некоторых случаях оно может быть и реализовано.

                Таким образом, если Вы смогли бы доказать, что у российских пограничников не было ни малейших разумных оснований подозревать Вас в совершении вышеупомянутых, довольно таки тяжких деяний, а также то, что Вы понесли в результате такого задержания и досмотра убытки, можно было бы доказывать возмещение ущерба.

Естественно, предположение, что Черное море – это русское море не имеет под собой каких-либо серьезных оснований, как и предположение о том, что Крым – часть территории Российской Федерации. Однако, очевидно, что РФ ввела свои войска не только в Крым, но и в некоторые части территории Украины на Востоке нашей страны. Так что яхта не слишком оригинальная часть нашей территории в том смысле, что на ней побывали российские войска. Остается выразить надежду,  даже уверенность, что также, как они покинули часть украинской территории, которую представляет собой яхта, они покинут и прочие части нашей территории, где они в настоящее время «хозяйничают».

                В заключение в качестве ремарки, можно заметить, что в древности Черное море называлось Руським морем. Более того, с IX в. море, до того называвшееся обычно Гостеприимным морем, приняло именно такое название как общепринятое. Однако в современной интерпретации это название звучало бы как Украинское море, поскольку если оно и было названо в честь Руси, но Руси Киевской.

С уважением,

Артем Скоробогатов

Ассоциированный партнер

Описание: Описание: Описание: C:\Users\Eugene\Desktop\_logo.jpg

Просмотров: 1724

Автор: Морские бизнес-новости Украины

Похожие новости

РУБРИКАЦИЯ

Крым
01 июня 2018

ФСБ продовжує затримувати судна, що йдуть з українських портів,а влада мовчить - експерт

22 мая 2018

Держагентство рибного господарства України передало Росії кримські квоти на вилов риби - активісти

22 мая 2018

ФАС окупантів оштрафувала "Кримські порти майже на 800 тисяч рублів

16 мая 2018

Окупанти в Криму порушили справу проти капітана українського риболовецького судна

Николаев
06 июня 2018

Держприкордонслужба та капітан російського судна, що стоїть в Миколаєві, заперечують заходи в окупований Крим

05 июня 2018

В акваторії Миколаївського порту кілька днів стоїть російське судно

01 июня 2018

"Нібулон" ввів в експлуатацію новий елеваторний комплекс у Миколаєві

25 мая 2018

У держбюджеті не знайшлося коштів на будівництво корвета в Миколаєві

Одесса
01 июня 2018

Одеська ОДА хоче створити ВЕЗ в порту Рені

01 июня 2018

В порту Одеси працюватиме власна диспетчерська залізнична компанія

18 мая 2018

Відновлюється будівництво терміналу на Карантинному молу Одеського порту

04 мая 2018

АМПУ проведе днопоглиблення в Одеському порту

Херсон
20 марта 2018

Укладено договір на проведення днопоглиблення в порту Херсон

01 марта 2018

Херсонський порт віддасть в оренду "приватникам" оздоровчий табір "Фрегат"

29 января 2018

Херсонський порт оголосив льодову кампанію

24 января 2018

Херсонський порт очолив Олександр Сухін